Ростов-на-Дону, а Батайск - на Солёном озере

Батайск основан в 1769 году (с 1938 года является городом - спутником областного центра Ростова-на-Дону, расположенный в 10 км к югу и отделенный от него рекой Дон). http://ru.wikipedia.org

Батайск - город в составе Ростовской агломерации, является частью наиболее урбанизированной территории, окруженной землями Аксайского и Азовского районов - муниципальных образований с высоким инвестиционным потенциалом.

Численность населения по состоянию на 2012 год - 114 300 человек.

Этимология

Существует несколько версий о происхождении названия города. По версии из краеведческого очерка В. Грачёва и Н. Решетняка, Батайск получил своё название от речки Батайсу , которая в свою очередь якобы переводится как «ручей Батыя», ставка которого якобы располагалась в этих местах. При этом авторы не опубликовали своих источников. Однако П. Оноколов и другие краеведы не нашли никаких подтверждений нахождения ставки Батыя в этих местах, а также Оноколов обнаружил, что на карте 1747 года река уже называется Батай, а не Батайсу. По другой версии имя города происходит от слов ба тай су, что по-тюркски означает «влажная низина с ручьём».

Но учитель русского языка Людмила Григорьевна Бородкина, занимающаяся изучением топонимики названий "Батайск" и "Койсуг" считает, что если бы название произошло от хана Батыя, - звучание было бы Батыйск, или Батуйск. Скорее всего, "Батайск" - происходит от повелительного наклонения глагола "батать" - бить. В те времена рыбы в здешних реках было столько, что её били баталами - оглушали и собирали в ручную. Говорят, даже топить зимой печь тогда было проще сушеной рыбой, чем привозными дровами... Вот от этих криков "Батай! Батай!" и пришло, очевидно, сначала название реки, а потом и поселения (извлечение из статьи "А был ли Батый? в газете "Вперёд" от 24.09.2014 №382-389 стр.17).

Основание, XVIII век

В течение XVIII века земли близ нынешнего Батайска несколько раз переходили от России к Турции и обратно, окончательно войдя в состав Российской Империи по итогам Русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов, после чего на завоёванной территории была образована Азовская губерния. Однако заселение этих земель началось раньше: ещё в 1769 году крестьяне-великороссы перешли Дон и поселились на берегу реки Койсуг, основав Батайскую слободу. Примерно в это же время ниже по течению поселились запорожцы, основав Койсугскую слободу.

По другой версии, первыми жителями, по рассказам старожилов, были братья Сафоновы, Жикревецкие (по уличному Алиновы) и Гребенниковы-Ломовы (по уличному Аляны), которых выслали на Дон при Екатерине II. Селились они по берегу реки на возвышенном месте. Выкапывали большие ямы, надземную часть выкладывали из самана, который делали из глины, крыли камышом. После получения наделов под усадьбы (примерно по одному гектару на семью) строили дома из брёвен и досок. Материалы собирали в реке и на заливных лугах в половодье, разбирали брошенные баржи и баркасы. Из них делали каркас дома, обкладывали камышом и обмазывали глиной. После обивали досками с резьбой. Дворы поначалу обносили забором из камыша и леса высотой до двух метров, спасая домашних животных от диких зверей. Жикревецкие до сих пор живут на старом месте на улице Калинина (бывшей Иорданской). Раньше они держали в удобном месте реки, там, где сейчас улица Рыбная, лодки и баркасы, на них возили в Ростов и Азов шкуры диких и домашних животных, молоко, овощи, рыбу, которая ценилась очень высоко. Другим источником доходов первых селян были заливные луговые пастбища и плодородная земля, до появления села не тронутая ни сохой, ни плугом. С каждым годом росло стадо коров, батайское молоко продавалось в Ростове и Азове.

В 1782 году в России проводилась общая народная перепись населения. По её данным, в «городской воинской однодворческой слободе „Батайской“» в списки было внесено 324 постоянных оседлых душ мужского пола и 307 душ женского пола. Для сравнения: их можно было бы разместить в двух пятиэтажках. В 1783 году, по сведениям госархива князя Потёмкина-Таврического, в селе Батайском было 102 двора, 780 жителей, под селением — 29 десятин земли, пашенной 4143 десятины, сенных покосов — 18113 десятин, неудобных мест — 1389 десятин. Лесов, деревьев, кустарников «нет». В селе стояла церковь деревянная Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь, по мнению В. Скнарёва, находилась в конце улицы Михайловской (ныне Луначарского), однако здесь могла закрасться ошибка: позже на этом месте стояла Михайловская церковь.

XIX — начало XX века

Конец XVIII — начало XIX веков стали периодом быстрого заселения и хозяйственного освоения Северного Кавказа. К середине XIX века Батайск был уже большим быстрорастущим селом. Историки утверждают, что именно в эти десятилетия по числу населения село Батайское перегнало многие уездные города центральной России.

В 1801 году село Батайское представляло собой одну улицу, названную впоследствии Набережной (сейчас — Половинко), застроенную между нынешними улицами Калинина и Куйбышева. В центре села, где сейчас находятся переулки Короткий и Малый, был слободской центр. На нём к 1810 году построили деревянную Михайловскую церковь во имя святого Архистратига Михаила, а также здание сельского правления, расправу, арестантскую и, несколько позже, сельское прикладное училище. Батайск разрастался на юг в основном вдоль переулка Мостового (Куйбышева). Появились улицы Церковная (Ленинградская), Михайловская (Луначарского), переулок Иорданский, в просторечии Арданский (Калинина).

Первая от реки была улица Набережная (Половинко). Улицу Ленинградскую называли Атаманской. На углу нынешних улиц Луначарского и Московской жил скупщик скота Галкин, который закупал в сальских степях до 400 голов скота в год, доращивал их на заливных сочных лугах и продавал в Ростове. Улицу Куйбышева называли Мостовой, это была главная улица Батайска. По Мостовой на Ростов с юга шли караваны обозов, гнали скот через несколько деревянных мостов в пойме. Улица Мостовая была одна из первых в селе выложена бутовым камнем, начиная от Конной (ныне М. Горького). Значительную её часть занимал глубокий овраг, который отчасти сохранился до строительства автомобильной развязки в XX в. Улицу Мира называли Колодезная. На ней от улицы Конной (М. Горького) до реки было два или три общественных колодца с пресной питьевой водой. Улица Энгельса называлась Кузнечной. Здесь находились частные кузницы, где можно было подковать лошадь, сделать железный обод на колесо, ось телеги и другие кузнечные изделия. Например, там могли ковать домашнюю утварь и сельскохозяйственный инструмент: кочерги, ухваты, тяпки, серпы, косы и прочее. 50 лет Октября называлась Азовской, отсюда была одна из дорог на Азов. Здесь проживали зажиточные батайчане, было административное здание (ныне церковь), находились лавки купцов. Улица Фрунзе называлась Солдатской, поскольку по ней часто шли колонны солдат из Азова в Новочеркасск через переезд напротив нынешнего локомотивного депо. Садовая названа была в честь поповского сада, который был в районе железной дороги, и этот сад, по словам старожилов, положил начало садоводству у многих батайчан. Заводская названа из-за кирпичного завода, который в старину находился возле железной дороги, так как кирпич поставлялся на станционные постройки. Последней в селе была улица Конная (ныне М. Горького), названная так за частое движение повозок и карет в Азов и обратно. Улица Речная появилась (по данным Скнарёва, к концу XVIII века) на месте, где протекала небольшая речушка.

Село имело 830 дворов, или, как их тогда называли, усадеб. В селе насчитывалось 2835 мужчин и 2870 женщин. Существовали кирпичный завод, маслобойня, 53 ветряные мельницы. Возле Мостовой был причал, отсюда на баркасах плавали к Дону. Перевозили живой скот, продукты питания, шерсть и прочие грузы. Где-то на берегу реки Койсуг находилась фабрика Дмитрия Змеева, на которой вольнонаёмные люди изготавливали чулки и перчатки.

В 1856 году Батайск был центром одноимённой волости, в которую входили слобода Койсуг, хутора Кулешовка, Высочино, Кочеванчик, Самарский, сёла Ново-Николаевка, Ново-Батайск. В статистических сведениях об экономическом состоянии Батайского волостного общества за 1885 год говорилось, что по смете отчислялось, например, на мирские расходы — 6161 рубль, на содержание волостной почты и пожарных лошадей — 1300 рублей.

Строительство Владикавказской железной дороги явилось мощным толчком в развитии села Батайского. 14 июля1875 года была открыта станция Батайск Владикавказской железной дороги.

В 1887 году Ростовский уезд, в который входил Батайск, переводится из Екатеринославской губернии в Область Войска Донского.

На 1904 год в селе Батайском проживало 17616 человек; насчитывалось 11 улиц, 2576 жилых домов, 2 церкви и 4 низших училища.

Советский период

В 1924 году образован Батайский район, с центром в селе Батайском.

В 1925 году началась электрификация, давшая бо льшие возможности развитию промышленности, в том же году село было преобразовано в рабочий посёлок).

В 1930 году было принято решение строить на восточной окраине Батайска аэродром, вокруг которого вырос новый микрорайон — Авиагородок. Открылись авиашкола, авиаремонтный завод. Авиационная школа ГВФ открылась в 1931 году, с 1938 года называется авиационной школой имени А. К. Серова. По другим данным, первая авиашкола была расформирована, а вторая была переброшена из Читы в 1939-м году. Из стен авиашколы вышли 103 Героя Советского Союза, в том числе пять дважды героев. Среди выпускников училища — знаменитый Алексей Маресьев, позже — первые космонавты, дважды Герои Советского Союза Владимир Михайлович Комаров, Евгений Васильевич Хрунов и Виктор Васильевич Горбатко.

В 1935 году открылся хлебокомбинат.

12 января 1935 года вышел первый номер газеты «Вперед». Газета «Вперед» (орган райкома ВКП(б) и райисполкома) ставит перед собой задачу: ещё упорнее и настойчивее бороться за полное и скорейшее осуществление лозунга товарища Сталина «сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными».

В 1938 году Батайский район был ликвидирован, а Батайску придан статус города областного подчинения.

В советское время Батайск продолжал развиваться как промышленный центр и крупный железнодорожный узел. К 1940 году появляются такие крупные предприятия, как МЖБК, РМЗ и Ростовводпром. С открытием Ростовводпрома стал образовываться район РДВС на юге города.

В период Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года над городом нависла серьёзная опасность оккупации, когда в ходе наступления немцам удалось взять Ростов. Бомбардировки Батайска усилились, попытки противостоять им с помощью самолётов У-2 и зенитных орудий успехов не принесли. Однако уже 28-29 ноября Красная Армия перешла в контрнаступление, освободив Ростов и отбросив немцев к Таганрогу.

На следующее лето, в ходе начавшегося наступления на Кавказ, 27 июля 1942 года Батайск был взят практически без боя немецко-фашистскими войсками. Данные городского архива свидетельствуют о том, что в период оккупации фашистами было убито 595 жителей города, в том числе и детей. Около ста юношей и девушек были угнаны в Германию. В боях за освобождение Батайска «в течение 1942-43 годов» погибли 217 человек. Были взорваны и разрушены промышленные предприятия, все строения и пути железнодорожного узла, электросети, телефонные и телеграфные линии. Из имевшихся в городе 6886 частных домов, построенных в довоенный период, было сожжено и разрушено 2745. Из 121-го дома жилого коммунального фонда до основания было разрушено 75 домов, уничтожено 35 тысяч деревьев. После 196-дневной оккупации был освобождён 7 февраля1943 года войсками Южного фронта в ходе Ростовской операции. К 1943 году общий ущерб от разрушений составил 41,7 млн рублей. Всего за период Великой Отечественной войны погибло 3688 батайчан.

В послевоенные годы продолжал расти, в 1959 году в городскую черту включено село Койсуг. Заводы, комбинаты, больница, поликлиники и клубы были восстановлены и построены батайчанами уже в период первой послевоенной пятилетки. К шестидесятым годам объём валовой продукции в Батайске по сравнению с 40-м годом вырос в тридцать раз. Начался коренной переворот на железнодорожном узле. В 1961-м году вышли в рейс первые электровозы.

В 1987 году началось строительство микрорайона Северный, а с 90-х годов - массовая точечная застройка по всему городу.

Современность и перспективы

Оставшийся после строительства в конце 70-х годов Восточного шоссе - объезда центра Батайска котлован земснаряда, благодаря подземным родникам с водой солоноватого привкуса, превратился в местную достопримечательность - Соленое озеро, - затмившую пляжный отдых батайчан на левом берегу Дона в Ростове-на-Дону.

Летом 2014 года на берегу Соленого озера открылся аквапарк "Дон-Парк" - 40 горок и аттракционов, 4 бассейна (волновой, развлекательный, детский и медленная река), кафе, детская игровая зона и VIP-зона.

Вообще, перспективы у Батайска определенные. Поскольку административный центр г. Ростова-на-Дону визуально смещен к его южной окраине, - к набережной реки Дон и то прилегающий к левобережью г. Батайск, уже давно фактически является его близким районом.

В связи с проведением матчей Чемпионата мира по футболу-2018 г. и планами последующего развития г. Ростова-на-Дону, - на свободной территории на левом берегу Дона со стороны г. Батайска, создается новый городской административно-деловой, спортивный и рекреационно-туристический кластер (включая возведение футбольного стадиона и масштабного комплекса других объектов). Соответственно визуальная граница между центром Ростова-на-Дону и Батайском исчезнет. Коммерческая и социальная привлекательность и спрос на свободные земельные участки под массовую застройку во всей южной части Ростовской агломерации дополнительно возрастут, а строительный бум приблизит время юридического преобразования статуса города-спутника...

Витрина

Фотогалерея

Контакты
МеталлСтройКомпания
Контактное лицо:
заказы: Владимир Владимирович +7-928-197-16-12, развитие бизнеса: Виталий Анатольевич
Телефоны:
E-mail:
mskrostov2@yandex.ru
Адрес:
346880, Россия, Ростовская область, Батайск, ул. Крупской, 44, офис 6 на карте
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх